×




Я принимаю соглашение сайта об обработке персональных данных. * ПРИМЕР СООБЩЕНИЯ: Прошу помочь в сдаче тестов

Поиск по этому блогу

Автор изображений для темы: MichaelJay. Технологии Blogger.

Ярлыки

БЛОГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ГОТОВЫЕ ПРИМЕРЫ РАБОТ


Курсовая Синергия: готовые работы (сервис-онлайн)

 

Курсовая Синергия - Бесплатные примеры курсовых работ. С нами проще решить проблемы с учебой. Индивидуальный подход. Все предметы. Быстро и качественно. Проверенные специалисты. Проконсультируем онлайн. Репетитор для студента: подбор материала, консультации, оригинальность, поддержка во время сессии



курсовая работа

по дисциплине
«Основы нотариата»

на тему
«Нотариат в РФ»



Работу выполнил студент
группы
studxelp.ru
Направление подготовки:
Юриспруденция
Профиль:
Гражданско-правовой
Иванов Иван studxelпович

Научный руководитель:
Преподаватель всея Руси


МОСКВА
2020
Содержание
Введение
1. Понятие и принципы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования нотариата в России
1.2 Принципы нотариата в России
2. Механизм государственного регулирования и государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации.
2.1 Формы и методы государственного регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации
2.2 Формы государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Сдать Практику, Тесты, Бизнес-практикум, Курсовую в Синергию просто! 


Действуйте по схеме:

1. Оставить заявку и указать вид практики;

2. Получить консультацию и успешно сдать курсовую.


ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ


ВВЕДЕНИЕ


Появление нотариата напрямую связано с развитием и усложнением гражданского оборота в обществе, охране и закреплении юридически прав участников сделок, а также с необходимостью содействия участникам сделок в момент их совершения. Нотариат является неотъемлемой составной частью любой правовой системы, в связи с тем, что позволяет государству более эффективно осуществлять его важнейшие функции (правоохранительную, юрисдикционную, судебную и другие). Нотариат является важнейшим правовым инструментом обеспечения стабильности имущественных отношений в обществе. Нотариус осуществляет публично-правовые функции, действует от имени государства, что требует необходимости организации системы государственно-правового регулирования и контроля над осуществлением его деятельности, применением мер по устранению нарушений. Чтобы усовершенствовать данную систему, необходимо изучить все ее элементы и закономерности. В связи с этим четко прослеживается необходимость изучения данных вопросов, что и определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения в сфере нотариата, который рассматривается в качестве правового института.
Предмет исследования - теоретические, практические и нормативно-правовые аспекты, а также нормы действующего законодательства, касающиеся вопросов государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации.
Целью исследования является всесторонний анализ и характеристика института государственно-правого регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
изучение истории становления нотариата в России;
рассмотрение и всесторонняя характеристика понятия, сущности и принципов государственного регулирования нотариата в России;
изучение механизма государственного регулирования и государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации;
анализ и характеристика форм и методов государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации;
рассмотрение механизма государственного контроля, который дает возможность выявить эффективность самого государственно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации и является его неотъемлемой частью.
В работе были использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и сравнение, а также метод структурного анализа и системный методы. К специально научным методам, использовавшимся в работе, следует отнести исторический метод, формально-юридический метод, метод правового моделирования, различные способы толкования права.
Вопросам, связанным с изучением государственно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации посвящено достаточно много исследований. Среди них следует отметить труды исследователей, занимающихся общими вопросами, связанными с деятельностью нотариата. Это работы Д.В. Аронова, О.А. Капцовой, Б.И. Лишвица, А.И. Гомолы, В.Н. Богатырева, А.Н. Залуцкого, А.Н. Миронова, Р.И. Вергасовой, Е.В. Гурьевой и др. Непосредственно вопросам государственного регулирования и государственного контроля нотариата посвящены труды Ю.А. Андреевой, С.Н. Шевченко, А.В. Белицкой, А.С. Буровой, Е.В. Лайкиной, О.В. Ралько, Т.Г. Калинченко, С.В. Смирнова, А.П. Расказчиковой, К.В. Черкасова и др. При рассмотрении вопроса становления и истории нотариата в России были использованы работы А.А. Кулаковской, А.Я. Кодинцева, И.Н. Богатыревой, Т.П. Зиминой, А.Е. Фельцан, А.И. Абрямяна, В.А. Грицаенко, С.А. Косенко, Л.Ф. Гизатуллиной и др. Для изучения и характеристики регионального аспекта в истории становления нотариата была использована работа преподавателя исторического факультета Вологодского государственного университета Л.С. Панова.
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе используется комплексный подход к изучению государственно-правового регулирование в сфере нотариата, ранее не представленный в исследованиях в данной области. Кроме того, результатам анализа действующего законодательства стало выявление спорных вопросов и пробелов в правовых нормах, регламентирующих деятельность нотариата, и внесение предложений по дополнению законодательства с целью его совершенствования.
Практическая ценность заключается в том, что применение предложенных изменений на практике поможет наиболее полно урегулировать правовые отношения в сфере государственно-правового регулирования деятельности нотариата. Кроме того, сформулированные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении теоретических и практических проблем государственно-правового регулирования нотариата, а также в научно - исследовательской деятельности и учебном процессе.
Нормативно-правовой базой исследования является законодательство Российской Федерации, включающее Конституцию Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, кодексы, законы и иные нормативно-правовые акты, которые содержат нормы, регулирующие такой институт права как государственно-правовое регулирование в сфере нотариата.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РОССИИ

Термин "нотариат" (от лат. notarius - писец, секретарь) имеет множество значений. Как правило, выделяют несколько значений данного термина: нотариат - система органов и должностных лиц, включающая не только нотариусов, но и лиц, обладающих правом совершать нотариальные действия; отрасль законодательства, нормы которой регулируют нотариат; учебная дисциплина, предметом которой является изучение деятельности нотариуса и основ нотариального делопроизводства.
В законодательном плане закреплено понятие нотариата, связанное с его призванием. Для этого следует обратиться к статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: "Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации" .
Многие исследователи в области юриспруденции, в том числе, такие как В.В. Ралько, Н.В. Репин, А.В. Дударев, придерживаются следующего толкования термина: "нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц" .
Из вышеприведенного определения следует, что центральным звеном всей системы нотариата являются государственные органы и должностные лица. Конечно, в России, в такой огромной стране, есть очень отдаленные населенные пункты, в которых было бы нерационально открывать нотариальные конторы, так как совершенных нотариальных действий будет катастрофически мало. Нотариус в такой местности может оказаться без работы, при том, что по закону, он не имеет права практически нигде работать. В подобных населенных пунктах, где отсутствует нотариус, орган местного самоуправления принимает решение, либо принимает распоряжение о возложении полномочий по совершению нотариальных действий на кого-либо из должностных лиц данного органа. При этом правом совершения нотариальных действий наделяется только одно лицо .
Действительно, на сегодняшний день еще сохраняется институт государственного нотариата. В период с 1993 года по 2013 год по данным Федеральной нотариальной палаты, количество частнопрактикующих нотариусов резко увеличивалось. Если на 1993 год их насчитывалось 2165 человек, то уже к 2000 году их стало 5650, а к 2013 году 7635 человек . Увеличение числа частнопрактикующих нотариусов можно проследить по графику, составленному автором (Приложение 1).
По данным, полученным с официального сайта Министерства Юстиции Российской Федерации, на 16 апреля 2017 года, в России насчитывается 21478 нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, из них действующих - 8042 человека (Приложение 2). При этом государственных нотариусов и лиц, сдавших квалификационных экзамен - 180 человек, из них действующих - всего 17 (Приложение 3), при этом в Вологодской области - нет ни одного . Из Приложения 4 хорошо видно соотношение числа частнопрактикующих и государственных нотариусов. Число государственных нотариусов достаточно низкое. Государственная политика в настоящее время направлена на поддержание частнопрактикующих нотариусов, находящихся в отдаленных уголках страны.28 сентября 2016 года прошло совещание представителей нотариальных палат в Республике Бурятия по вопросам формирования Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, которая начнет свою работу с 01 января 2017 года . Что приведет к фактическому исчезновению института государственного нотариата в будущем. Если обратиться к Приложению 5, то можно увидеть, что государственные нотариусы располагаются в основном в самых отдаленных уголках нашей страны и на её окраинах.
В.В. Ярков, ученый-цивилист, считает, что термин "нотариат" полизначен и может быть определен следующим образом: "нотариат - это система органов и должностных лиц, наделенных в соответствии с законодательством, правом совершения нотариальных действий; отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность; а также учебный курс…" . Схожее по ключевым признакам определение дают ученые в области гражданского права Ю.Н. Власов и В.В. Калинин .
Рассмотрение нотариата с точки зрения системы нотариальных органов приводится в работах в О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, которые определяют эти органы в качестве административных, но при этом подчеркивают "особый статус нотариальных органов, указывая на то, что нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи" .
Наиболее полное толкование термина "нотариат" привели видные исследователи в сфере гражданского права Г.Г. Черемных и И.Г. Черемных. По их мнению, "нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный властными полномочиями и осуществляющий от имени Российской Федерации публичную деятельность по реализации функций государства по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом путем совершения нотариальных действий. Кроме того, нотариат можно определить и как самоуправляющееся, независимое от государства, профессиональное сообщество нотариусов, не входящее в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющее свою деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц на принципах беспристрастности и независимости"

2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важнейшим элементом государственно-правового регулирования в сфере нотариата является его жесткая законодательная регламентация.
Основой законодательства в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Деятельность нотариата, так или иначе, затрагивается во многих статьях, но наиболее важными из них являются статья 48, в которой указано, что "каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи" ; а также пункт "л" статьи 72, в котором указано, что к "совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат" .
Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации охватывают достаточно широкий круг содержательных моментов деятельности нотариуса. Много процедурных норм содержится в разделе V "Наследственное право" .
Вопросам неправильного совершения, а также обжалования отказа в совершении нотариального действия посвящена глава 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации . В ней освящен порядок подачи и рассмотрения заявлений по данным вопросам.
Также значение имеют: Семейный кодекс Российской Федерации (к примеру, норма об обязательной нотариальной форме брачного договора ); Налоговый кодекс Российской Федерации (к примеру, нормы о размере государственной пошлины за совершение нотариальных действий , о "льготах при обращении за совершением нотариальных действий"); Федеральный закон от 05 июля 2010 года № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (к примеру, нормы о том, что консульские учреждения и консульские отделы дипломатических представительств имеют полномочия по совершению отдельных нотариальных действий на русском языке и от имени Российского государства за его пределами ); Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (к примеру, нормы о том, что "органы местного самоуправления вправе осуществлять нотариальные действия, в случае отсутствия в поселении нотариуса")  , и другое.
К подзаконным актам, регулирующим деятельность нотариата традиционно относят Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая ход исследования темы, на основе изучения законодательных нормативно-правовых актов, позиций различных ученых-теоретиков, судебной практики в исследуемой области, необходимо сформулировать следующие выводы.
Нотариальная деятельность имеет огромное значение для современного российского общества, с его продолжающей формирование рыночной экономикой, становлением правового государства. Нотариус - как бы авторитетный свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает жизненные интересы множества людей и организаций. Об огромной роли нотариата в жизни общества свидетельствует его многовековая история. От работы нотариата зависит полноценное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. До недавнего времени роль нотариата в России была сведена к удостоверению доверенностей, согласий и свидетельствовании подлинности подписей на документах. Наследством занимались не все нотариусы. На современном этапе государство начинает уделять нотариату все больше внимания - появляется новый законопроект о нотариате, в ведение нотариата переходят сделки с долями в обществах с ограниченной ответственностью, с долями недвижимости, с участием несовершеннолетних и недееспособных.
Целью исследования являлся всесторонний анализ и характеристика института государственно-правого регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели требовалось решение следующих задач: изучение истории становления нотариата в России; рассмотрение и всесторонняя характеристика понятия, сущности и принципов государственного регулирования нотариата в России; изучение механизма государственного регулирования и государственного контроля в сфере нотариата в Российской Федерации; анализ и характеристика форм и методов государственно-правового регулирования в сфере нотариата в Российской Федерации; рассмотрение механизма государственного контроля, который дает возможность выявить эффективность самого государственно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации и является его неотъемлемой частью. 
Государство, как важнейший регулятор общественных отношений должно всесторонне регулировать данную систему с ее многочисленными звеньями для правильного ее функционирования.
Важнейшей гарантией для лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, является закрепленное на законодательном уровне обязательное страхование нотариусов, но в нем также существуют проблемы. Лица, обращающиеся за совершением нотариальных действий, могут рассчитывать на возмещение причиненного неправомерными действиями нотариуса ущерба в полном объеме. С помощью страхования защищены от убытков все стороны данного процесса (сам нотариус, с его имуществом и обратившиеся к нему лица), что является огромным плюсом. Но в законодательстве имеются коллизии по поводу удостоверения сделок, цена которых очень высока.
Прямое регулирование деятельности нотариата на уровне государства осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации. Следует отметить, что Министерство Юстиции Российской Федерации определяет основные направления политики в сфере нотариата совместно с Федеральной нотариальной палатой. Контроль собственно Минюста в основном сводится к проверке соблюдения нотариусами правил нотариального делопроизводства. Поскольку нотариусы совершают нотариальные действия от имени Российской Федерации, в интересах граждан и юридических лиц, полномочия Минюста в этой сфере должны быть значительно расширены. В законодательстве плохо описаны механизмы осуществления государственного регулирования в сфере нотариата, что требует существенных дополнений.
Таким образом, контроль над деятельностью нотариусов производится государством, совместно с саморегулируемыми нотариальными палатами. Это означает, что контроль производится как внешне (Минюст России, судебные органы, налоговые органы), так и внутренне (самими нотариальными палатами). Такой подход обеспечивает комплексность контроля над нотариатом. Недочетом системы контроля является то, что полномочия Минюста в данной сфере недостаточны, и законодатель, при реформировании системы нотариата должен это учитывать.
Необходимо подытожить и систематизировать законодательство в сфере нотариата, опираясь на уже сложившуюся практику. Требуется принятие на уровне государства нового закона о нотариате и нотариальной деятельности. О необходимости реформирования законодательства о нотариате написаны ряд докторских и кандидатских диссертационных исследований, научных статей, учебных пособий. О том, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате устарели, не раз говорила и экс-президент Федеральной Нотариальной палаты М.И. Сазонова .


Комментариев нет:
Все коммент.