Психодиагностика практикум. Примеры практикума для студентов Синергия Отличные результаты. Узнайте как пишется и оформляется практикум по психодиагностике МФПУ. Бесплатный пример правильно выполненного и оформленного по требованиям.
Тема 1. Метод наблюденияТема 2. Диагностическое интервью
Тема 3. Тесты интеллекта и креативности
Тема 4. Изучение эмоционально-мотивационной сферы
Тема 5. Личностные опросники
Тема 6. Проективные методики диагностик
ОТЧЕТ: «ТЕМА 1. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ»
Цель работы: освоить наблюдение как диагностический метод, составив и
осуществив программу наблюдения.
Задание на выполнение работы:
1. Актуализировать теоретические знания о методе
наблюдения.
2. Составьте программу наблюдения за поведением
человека во время выполнения им теста Дж. Равена описанного в 3 теме, или
проективного теста Дом-Дерево-Человек, расположенного в 6 теме данного
практикума.
3. Опробовать полученную схему наблюдения на 1 человеке
и доработать бланк регистрации.
4. Провести наблюдение за 2-3 респондентами, заполнив
бланки регистрации наблюдаемого явления.
5. Проанализировать полученные данные и написать выводы
по каждому испытуемому в письменном отчете по отработке 1 темы практикума.
Выполнение
задания
1. Актуализировала теоретические знания о методе
наблюдения.
2. Составьте программу наблюдения за поведением
человека во время выполнения им теста Дж. Равена описанного в 3 теме, или
проективного теста Дом-Дерево-Человек, расположенного в 6 теме данного
практикума.
Программа наблюдения
Цель наблюдения: провести наблюдение за невербальными визуальными проявлениями испытуемых в процессе выполнения теста Дж.
Равена.
Предмет наблюдения: невербальные визуальные проявления.
Объекты наблюдения: особенности телосложения, внешности; средства преобразования внешности;
дистанция; кинесика; направление взгляда; визуальный контакт; выражение глаз; выражение
лица; поза и кожные реакции.
Ситуации наблюдения: выполнении испытуемыми теста
Дж. Равена.
Временные раками наблюдение: время выполнения теста
испытуемыми от начала до завершения
Форма регистрации наблюдаемых объектов: запись
до начала выполнения задания, запись во время выполнения задания и запись по
окончании выполнения задания.
Таблица 1
Бланк регистрации наблюдаемого явления
ФИО:
Возраст:
Время начала выполнения
задания:
Время окончания выполнения:
№ п/п
|
Наблюдаемые характеристики
|
До начала выполнения задания
|
Во время выполнения задания
|
После окончания выполнения
задания
|
1.
|
Особенности телосложения, внешности
|
|
|
|
2.
|
Средства преобразования
внешности
|
|
|
|
3.
|
Дистанция
|
|
|
|
4.
|
Кинесика
|
|
|
|
5.
|
Направление взгляда
|
|
|
|
6.
|
Визуальный контакт
|
|
|
|
7.
|
Выражение глаз
|
|
|
|
8.
|
Выражение лица
|
|
|
|
9.
|
Поза
|
|
|
|
10.
|
Кожные реакции
|
|
|
|
3. Опробовать полученную схему наблюдения на 1 человеке
и доработать бланк регистрации.
Таблица 2
Бланк регистрации наблюдаемого явления
ФИО: Ангелина М.
Возраст: 22 года
Время начала выполнения
задания:14-10
Время окончания
выполнения: 14-30
№ п/п
|
Наблюдаемые характеристики
|
До начала выполнения задания
|
Во время выполнения задания
|
После окончания выполнения
задания
|
1.
|
Особенности телосложения,
внешности
|
худощавая, яркая брюнетка
|
худощавая, яркая брюнетка
|
худощавая, яркая брюнетка
|
2.
|
Средства преобразования
внешности
|
макияж
|
макияж
|
макияж
|
3.
|
Дистанция
|
Присела дальше других испытуемых
|
Присела дальше других испытуемых
|
Присела дальше других испытуемых
|
4.
|
Кинесика
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
Голова, туловище направлены на
стимульный материал
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
5.
|
Направление взгляда
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
Взгляд направлен на стимульный
материал
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
6.
|
Визуальный контакт
|
Поддерживает
|
Не поддерживает
|
Поддерживает
|
7.
|
Выражение глаз
|
Внимательное
|
Внимательное
|
Внимательное
|
8.
|
Выражение лица
|
Сосредоточенное
|
Сосредоточенное
|
Расслабленное
|
9.
|
Поза
|
Напряженная
|
Напряженная
|
Расслабленная
|
10.
|
Кожные реакции
|
Отсутствуют
|
Отсутствуют
|
Отсутствуют
|
4. Провести наблюдение за 2-3 респондентами, заполнив
бланки регистрации наблюдаемого явления.
Таблица 3
Бланк регистрации наблюдаемого явления
ФИО: София Н.
Возраст: 20 лет
Время начала выполнения
задания:14-10
Время окончания
выполнения: 14-30
№ п/п
|
Наблюдаемые характеристики
|
До начала выполнения задания
|
Во время выполнения задания
|
После окончания выполнения
задания
|
1.
|
Особенности телосложения,
внешности
|
Спортивная шатенка
|
Спортивная шатенка
|
Спортивная шатенка
|
2.
|
Средства преобразования
внешности
|
макияж
|
макияж
|
макияж
|
3.
|
Дистанция
|
Присела ближе других испытуемых
|
Присела ближе других испытуемых
|
Присела ближе других испытуемых
|
4.
|
Кинесика
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
Голова, туловище направлены на
стимульный материал
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
5.
|
Направление взгляда
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
Взгляд направлен на стимульный
материал
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
6.
|
Визуальный контакт
|
Поддерживает
|
Не поддерживает
|
Поддерживает
|
7.
|
Выражение глаз
|
Внимательное
|
Внимательное
|
Рассеянное
|
8.
|
Выражение лица
|
Сосредоточенное
|
Сосредоточенное
|
Расслабленное
|
9.
|
Поза
|
Напряженная
|
Напряженная
|
Расслабленная
|
10.
|
Кожные реакции
|
Покраснение
|
Отсутствуют
|
Отсутствуют
|
Таблица 4
Бланк регистрации наблюдаемого явления
ФИО: Кирилл Б.
Возраст: 20 лет
Время начала выполнения
задания:14-10
Время окончания
выполнения: 14-30
№ п/п
|
Наблюдаемые характеристики
|
До начала выполнения задания
|
Во время выполнения задания
|
После окончания выполнения задания
|
1.
|
Особенности телосложения,
внешности
|
Худощавый шатен
|
Худощавый шатен
|
Худощавый шатен
|
2.
|
Средства преобразования
внешности
|
Очки
|
Очки
|
Очки
|
3.
|
Дистанция
|
Присел между двумя другими испытуемыми
|
Присел между двумя другими испытуемыми
|
Присел между двумя другими испытуемыми
|
4.
|
Кинесика
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
Голова, туловище направлены на
стимульный материал
|
Голова, туловище направлены на
экспериментатора
|
5.
|
Направление взгляда
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
Взгляд направлен на стимульный
материал
|
Взгляд направлен на
экспериментатора
|
6.
|
Визуальный контакт
|
Поддерживает
|
Не поддерживает
|
Поддерживает
|
7.
|
Выражение глаз
|
Внимательное
|
Внимательное
|
Внимательное
|
8.
|
Выражение лица
|
Сосредоточенное
|
Сосредоточенное
|
Сосредоточенное
|
9.
|
Поза
|
Напряженная
|
Напряженная
|
Напряженная
|
10.
|
Кожные реакции
|
Отсутствуют
|
Отсутствуют
|
Отсутствуют
|
5. Проанализировать полученные данные и написать выводы
по каждому испытуемому в письменном отчете по отработке 1 темы практикума.
Анализ полученных результатов.
Ангелина, худощавая, яркая брюнетка с макияжем, перед
выполнением теста присела дальше всех остальных испытуемых, до начала выполнения задания и после окончания выполнения задания ее
голова и туловище направлены на экспериментатора, взгляд направлен на экспериментатора,
визуальный контакт испытуемая поддерживает. Во время выполнения задания голова, туловище направлены на стимульный
материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный контакт не
поддерживает. На протяжении всего исследования (до, во время и после) выражение
глаз внимательное, кожные реакции отсутствуют.
До начала выполнения задания и вовремя выполнения задания выражение лица
сосредоточенное, поза напряженная, после окончания выполнения задания выражение
лица и поза расслабленные.
София, спортивная шатенка с макияжем, перед
выполнением теста присела ближе всех
остальных испытуемых, до начала
выполнения задания и после окончания
выполнения задания ее голова и туловище направлены на экспериментатора, взгляд направлен на экспериментатора,
визуальный контакт испытуемая поддерживает. Во время выполнения задания голова, туловище направлены на стимульный
материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный контакт не
поддерживает. До начала выполнения задания и в процессе выполнения задания выражение
глаз внимательное, выражение лица сосредоточенное, поза напряженная. После
выполнения задания выражение глаз рассеянное, выражение лица расслабленное,
поза расслабленная. До начала выполнения задания определяется покраснение лица,
во время выполнения задания и после –
кожные реакции отсутствуют.
Кирилл, худощавый шатен в очках, перед выполнением теста присел между двумя
другими участниками исследования, до начала выполнения задания и после окончания выполнения задания ее
голова и туловище направлены на экспериментатора, взгляд направлен на экспериментатора,
визуальный контакт поддерживает. Во время выполнения задания голова, туловище направлены на стимульный
материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный контакт не
поддерживает. До начала выполнения задания и в процессе выполнения и после
выполнения задания выражение глаз
внимательное, выражение лица сосредоточенное, поза напряженная. В процессе
всего наблюдения кожные реакции отсутствуют.
Выводы о наблюдаемом поведении во время диагностической процедуры.
У Ангелины невербальные
визуальные проявления изменяются в зависимости от начала, процесса или
окончания выполнения задания. Изменялись кинесика, направление взгляда,
визуальный контакт, выражение лица, поза: до начала выполнения задания и во
время выполнения задания было больше сосредоточенности, напряжения, взгляд,
поза, кинескиа были направлены на объект
внимания. После выполнения задания поза, выражение лица были расслаблены.
Выражение глаз, кожные реакции оставались неизменными.
У Софии
невербальные визуальные проявления изменяются в зависимости от начала, процесса
или окончания выполнения задания. Изменялись кинесика, направление взгляда,
визуальный контакт, выражение лица, поза, кожные реакции: до начала выполнения
задания и во время выполнения задания было больше сосредоточенности,
напряжения, взгляд, поза, кинескиа были направлены на объект внимания. После выполнения задания
взгляд стал рассеянным, поза, выражение лица были расслаблены. Кожные реакции стабилизировались,
до начала выполнении задания наблюдалось покраснение.
У Кирилла не все невербальные визуальные проявления изменяются в
зависимости от начала, процесса или окончания выполнения задания. Изменялись
кинесика, направление взгляда, визуальный контакт. Выражение глаз, лица, поза
на протяжении выполнения задания оставались неизменными: определяется
сосредоточенность, внимательность, напряженность. Кожные
реакции на протяжении всего исследования оставались неизменными.
ОТЧЕТ: «ТЕМА 2. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ»
Цель работы: научиться составлять вопросы для диагностического интервью и
проводить его.
Задание на выполнение работы:
1. Актуализируйте теоретические знания о беседе как
методе психологической диагностики. Акцентируйте Ваше внимание на проведении и
особенностях конструирования интервью.
2. Составьте 10-15 вопросов для интервью по выбранной
теме, например, интервью для отбора кандидата на некоторую должность в
организации (при выполнении обязательно уточнить как должность, так и
организацию, в которую хочет трудоустроиться кандидат).
3. Провести интервью с 2-3 кандидатами.
4. Проанализировать полученные данные и написать выводы
по каждому кандидату в письменном отчете по отработке 2 темы практикума.
Выполнение задания
1. Актуализировала теоретические знания о беседе как
методе психологической диагностики. Акцентировала свое внимание на проведении и
особенностях конструирования интервью.
2. Составила 10-15 вопросов для интервью по выбранной
теме, например, интервью для отбора кандидата на некоторую должность в
организации (при выполнении обязательно уточнить как должность, так и
организацию, в которую хочет трудоустроиться кандидат).
Диагностическое интервью на тему: «Особенности вашей личности»
1.
Как
вы думаете, что такое личность?
2.
Каждого
ли человека мы можем назвать личностью?
3.
Что
по-вашему мнению подразумевает выражение «этот человек имеет стрежень»?
4.
Как
вы думаете вы имеет стержень?
5.
Назовите
три своих самых положительных качества личности.
6.
Назовите
три качества личности, за которые вас ценят близкие.
7.
Назовите
три качества личности, за которые вас ценят друзья.
8.
Назовите
три своих самых отрицательных качества личности.
9.
Определите
сильную сторону своей личности.
10.
Определите
«ахиллесову пяту» своей личности.
11.
Назовите три качества личности, которые вас
больше всего раздражают в людях.
12.
Назовите
три качества личности, за которые вы больше всего цените людей.
3. Провела интервью с Ангелиной, Софией и Кириллом.
До проведения диагностического интервью с целью установления
контакта провела предварительную беседу, после
диагностического интервью также провела беседу. Полученные данные
представлены в таблице ниже.
Данные исследования
диагностического интервью
на тему:
«Особенности вашей личности»
№ вопроса
|
Ангелина
|
София
|
Кирилл
|
1.
|
Личность это человек с
характером
|
Личность это человек, у которого
есть характер, стержень.
|
Совокупность черт характера,
мнений и мировоззрений
|
2.
|
Да
|
Нет, только того, кто может
проявить характер
|
Да
|
3.
|
У него есть воля, сила духа
|
У него волевой характер
|
Он может проявить волю в любой
ситуации
|
4.
|
Иногда
|
Не всегда
|
Работаю в этом направлении
|
5.
|
Активность, инициативность, общительность
|
Надежность, исполнительность,
дисциплинированность
|
Сила воли, доброта, порядочность
|
6.
|
Чувство юмора, доброта,
ответственность
|
Честность, порядочность,
надежность
|
Надежность, заботливость,
доброта
|
7.
|
Открытость, искренность, могу
оказать поддержку
|
Надежность, выполняю обещания,
могу помочь
|
Могу придти на помощь,
поддержать, веселый
|
8.
|
Лень, люблю опаздывать,
эмоциональная
|
Молчаливая, неуверенная, иногда
тревожусь по пустякам
|
Вспыльчивый, резкий,
импульсивный
|
9.
|
Трудолюбие
|
Ответственность
|
Сила воли
|
10.
|
Упрямство
|
Ранимость
|
Тщеславие
|
11.
|
Лживость, неискренность,
лицемерие
|
Высокомерие, жадность,
агрессивность
|
Глупость, высокомерие, скупость
|
12.
|
Умение поддержать, чувство
юмора, искренность
|
Искренность, позитивный настрой,
оптимистичность
|
Целеустремленность, уверенность
в себе, внутренняя сила
|
4. Проанализировала полученные данные и написала выводы
по каждому кандидату в письменном отчете по отработке 2 темы практикума.
Ангелина считает что личность, это
человек с характером, и каждого человека можно назвать личностью. Тот человек имеет
стержень, у которого есть сила воля и сила духа. Считает, что стержень имеет и
иногда его проявляет. В качестве своих положительных качеств определяет:
активность, инициативность, общительность. Считает, что близкие, ее ценят за
чувство юмора, доброту, ответственность. Считает, что друзья ее ценят за открытость,
искренность, поддержку. В качестве своих
отрицательных качеств определяет лень, любовь к опозданию, эмоциональность. Трудолюбие считает
сильной стороной своей личности, а упрямство – слабой стороной своей личности.
Больше всего в людях раздражает лживость, неискренность, лицемерие, а ценит в
людях умение поддержать,
чувство юмора, искренность.
София
считает что личность, это человек у которого есть характер, стержень, не каждого человека можно назвать
личностью, а только того, кто может проявить характер. Стержень может иметь
только человек с волевым характером. Считает, что стержень имеет но проявляет его
не всегда. В качестве своих положительных качеств определяет: надежность, исполнительность, дисциплинированность. Считает, что близкие ее
ценят за честность,
порядочность, надежность. Считает, что друзья ее ценят за надежность,
выполнение обещаний, оказание помощи. В качестве своих отрицательных качеств определяет молчаливость,
неуверенность, иногда тревогу по пустякам. Ответственность считает сильной
стороной своей личности, а ранимость – слабой. Больше всего в людях раздражает
высокомерие, жадность, агрессивность. Больше всего ценит в людях искренность,
позитивный настрой, оптимистичность.
Кирилл считает что личность, это
совокупность черт
характера, мнений и мировоззрений, каждого человека можно назвать личностью. Только
того человека можно назвать со стрежнем, который может проявить волю в любой ситуации. Считает,
что стержень имеет и работает в данном направлении. В качестве своих
положительных качеств определяет: сила воли, доброта, порядочность. Считает, что близкие его ценят за надежность,
заботливость, доброту. Считает, что друзья его ценят за то что он может придти на
помощь, поддержать, веселость. В качестве
своих отрицательных качеств определяет вспыльчивость, резкость,
импульсивность. Силу воли считает сильной стороной своей личности, а тщеславие
– слабой. Больше всего в людях раздражает глупость, высокомерие, скупость. Больше
всего ценит в людях целеустремленность, уверенность в себе, внутреннюю силу.
ОТЧЕТ: «ТЕМА 3. ТЕСТЫ
ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ»
Цель работы: освоить на практике
применение и обработки в исследовании тестов интеллекта и креативности
Задание на выполнение
работы:
1. Внимательно ознакомиться с содержанием методик и
особенностями их проведения (Прогрессивными матрицами Дж. Равена
и Опросником креативности Джонсона, в модификации Е. Туник);
2. Выбрать испытуемых (2-3 человека);
3. Выделить время необходимое для проведения
диагностики;
4. После ознакомления каждого респондента с инструкцией,
предложить выполнить методики;
5. Обработать полученные данные;
6. На основе результатов сформулировать выводы об
изученных феноменах.
Выполнение
задания
1. Внимательно ознакомилась с содержанием методик и особенностями их
проведения (Прогрессивными матрицами Дж. Равена и Опросником
креативности Джонсона, в модификации Е. Туник).
2. Подобрала для исследования по данным методикам тех
же испытуемых, которые участвовали в предыдущих обследованиях.
3. Выделила время необходимое для проведения
диагностики.
4. После ознакомления каждого респондента с инструкцией,
предложила выполнить методики.
5. Обработала полученные данные.
6. На основе результатов сформулировала выводы об
изученных феноменах.
Прогрессивными матрицами
Дж. Равена
Испытуемые: Ангелина М., 22 года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: исследование невербального интеллекта личности.
Материал и оборудование к методике: матрицы Равена, бланк для ответов, ручка.
Процедура проведения: испытуемым предлагается 60 матриц разбитых на 5 блоков заданий по 12
матриц, в каждом задании к матрице нужно подобрать недостающую часть, фигуру так, чтобы совпал
рисунок, продолжилась закономерность. Тест строго регламентирован
во времени, а именно: 20 мин (для людей от 12,5 лет) и 30 мин (для респондентов
8-12 лет). Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем,
чтобы до команды: «Приступить к выполнению теста» - респондент не открывал
таблицы и не подсматривал. По истечении отведенного времени подается команда,
например: «Закройте таблицы». После окончания выполнения теста
забрать бланк ответов и стимульный материал.
Инструкция (озвучивается на примере
первой матрицы): «На
рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур,
одна из которых является искомой. Надо определить закономерность,
связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в
бланке ответов, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца)».
После этого взять таблицу и открыть для показа 1-ю страницу.
Результаты исследования: результаты исследования каждого испытуемого подсчитаны в соответствии с ключом и представлены в сводной
таблице 6.
Таблица 6
Результаты
исследования невербального интеллекта
№ п/п
|
Имя
|
Серии
|
Сумма баллов
|
Перевод полученных рез-в IQ
|
Уровень интеллектуального развития
|
||||
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
|||||
1.
|
Ангелина
|
12
|
11
|
9
|
9
|
5
|
46
|
104
|
Выше среднего
|
2.
|
София
|
11
|
10
|
8
|
7
|
6
|
42
|
97
|
Средний
|
3.
|
Кирилл
|
12
|
11
|
10
|
11
|
9
|
53
|
118
|
Хорошая норма
|
Анализ и
интерпретация результатов исследования
Ангелина в серии «А» набрала
максимальное количество баллов – 12 (из 12), это значит что у испытуемой способность к дифференциации основных
элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих
частей фигуры и сличению ее с представленными образцами развита на высоком
уровне. В серии «В» − максимальное количество баллов – 11 (из 12), это значит, что
у испытуемой способность к аналогии развита на достаточно высоком
уровне. В серии «С» − максимальное количество баллов – 9 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к выявлению сложных изменений закономерностей
непрерывного развития, обогащении по вертикали и горизонтали развита на уровне выше среднего. В серии «D» − максимальное количество баллов – 9 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к пространственной перестановке фигур в матрице по
горизонтальному и вертикальному направлениям способность к экстраполяции,
группировке развита на уровне выше среднего. В серии «Е» − максимальное количество баллов – 5 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности,
способность наблюдать сложное количественное и качественное различие
кинетических, динамических рядов развита на уровне ниже среднего. Общее
количество баллов равно 46, что соответствует уровню развития интеллекта выше среднего, IQ=104.
София в серии «А» набрала
максимальное количество баллов – 11 (из 12), это значит что у испытуемой способность к дифференциации основных
элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих
частей фигуры и сличению ее с представленными образцами развита на достаточно высоком
уровне. В серии «В» − максимальное количество баллов – 10 (из 12), это значит, что
у испытуемой способность к аналогии развита на достаточно высоком
уровне. В серии «С» − максимальное количество баллов – 8 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к выявлению сложных изменений закономерностей
непрерывного развития, обогащении по вертикали и горизонтали развита на уровне выше среднего. В серии «D» − максимальное количество баллов – 7 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к пространственной перестановке фигур в матрице по
горизонтальному и вертикальному направлениям способность к экстраполяции,
группировке развита на уровне выше среднего. В серии «Е» − максимальное количество баллов – 6 (из 12), это значит что у
испытуемой способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности,
способность наблюдать сложное количественное и качественное различие
кинетических, динамических рядов развита на среднем уровне. Общее количество
баллов равно 42, что соответствует среднему уровню развития интеллекта, IQ=97.
Кирилл в серии «А» набрала
максимальное количество баллов – 12 (из 12), это значит что у испытуемого способность к дифференциации основных
элементов структуры и раскрытию связей между ними, идентификации недостающих
частей фигуры и сличению ее с представленными образцами развита на высоком
уровне. В серии «В» − максимальное количество баллов – 11 (из 12), это значит, что
у испытуемого способность к аналогии развита на достаточно высоком
уровне. В серии «С» − максимальное количество баллов – 10 (из 12), это значит что
у испытуемого способность к выявлению сложных изменений закономерностей
непрерывного развития, обогащении по вертикали и горизонтали развита на достаточно высоком уровне. В серии «D» − максимальное количество баллов – 11 (из 12), это значит что у
испытуемого способность к пространственной перестановке фигур в матрице по
горизонтальному и вертикальному направлениям способность к экстраполяции,
группировке развита на достаточно высоком уровне. В серии «Е» − максимальное количество баллов – 9 (из 12), это значит что у
испытуемого способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности,
способность наблюдать сложное количественное и качественное различие
кинетических, динамических рядов развита на уровне выше среднего. Общее
количество баллов равно 53, что соответствует уровню развития интеллекта
«хорошая норма», IQ=118.
Выводы: у Ангелины невербальный интеллект равен IQ 104, что соответствует уровню развития интеллекта выше среднего. У Софии невербальный интеллект равен IQ 97, что соответствует
среднему уровню развития интеллекта. У
Кирилла невербальный интеллект равен IQ 118, что соответствует уровню
развития интеллекта «хорошая норма».
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник
Испытуемые: Ангелина М., 22 года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: изучение развития творческого мышления
(креативности).
Материал и оборудование к методике: текст опросника (он же бланк),
ручка.
Процедура проведения: испытуемым предлагается прочет 8 характеристик креативности и выбрать
один из 5 вариантов ответа «никогда», «редко», «иногда», «часто», «постоянно».
Инструкция: «В листе ответов описаны характеристики
творческого проявления. Пожалуйста, поставьте «+» напротив каждого из восьми
утверждений, оценив, насколько часто в вашем поведении присутствуют описанные
характеристики».
Результаты исследования: результаты исследования каждого испытуемого подсчитаны в соответствии с ключом и представлены в
сводной таблице 7.
Таблица 7
Результаты
исследования уровня креативности
№ п/п
|
Имя
|
Характеристика креативности
|
Сумма бал.
|
Уровень креативности
|
|||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
||||
1.
|
Ангелина
|
3
|
2
|
3
|
3
|
4
|
1
|
1
|
4
|
21
|
Средний
|
2.
|
София
|
2
|
2
|
4
|
3
|
2
|
1
|
1
|
4
|
19
|
Низкий
|
3.
|
Кирилл
|
2
|
4
|
3
|
3
|
3
|
1
|
1
|
5
|
22
|
Средий
|
Анализ и
интерпретация результатов исследования
Ангелина ответила, что она иногда
«ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)»; редко «выдвигает
и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость)»; иногда
«предлагает разные виды, типы, категории
идей (гибкость)»; иногда «предлагает дополнительные детали, идеи, версии или
решения (находчивость, изобретательность)»;
часто «проявляет воображение, чувство юмора и развивает
гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)»; никогда
не «демонстрирует поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но
полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и
продуктивность)»; ответила «никогда»
на «воздерживаться от принятия первой
пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и
выбирать лучшую (независимость, нестандартность)»; и часто проявляет уверенность
в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя
ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению
проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное
поведение). Общее количество балов 21,
что соответствует среднему уровню развития креативности.
София ответила, что она редко
«ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)»; редко «выдвигает
и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость)»; часто
«предлагает разные виды, типы, категории
идей (гибкость)»; иногда «предлагает дополнительные детали, идеи, версии или
решения (находчивость, изобретательность)»; редко «проявляет воображение, чувство юмора и развивает
гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)»; никогда
не «демонстрирует поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но
полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и
продуктивность)»; ответила «никогда»
на «воздерживаться от принятия первой
пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и
выбирать лучшую (независимость, нестандартность)»; и иногда проявляет уверенность
в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя
ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению
проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное
поведение). Общее количество балов 19, что соответствует низкому уровню
развития креативности.
Кирилл ответил, что она редко
«ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира
(чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей)»; часто «выдвигает
и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость)»; иногда
«предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость)»;
иногда «предлагает дополнительные
детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность)»; иногда «проявляет
воображение, чувство юмора и развивает
гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию)»; никогда
не «демонстрирует поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но
полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и
продуктивность)»; ответила «никогда»
на «воздерживаться от принятия первой
пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и
выбирать лучшую (независимость, нестандартность)»; и постоянно проявляет уверенность в своем решении,
несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за
нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль
поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение). Общее количество балов 22,
что соответствует среднему уровню развития креативности.
Выводы: у Ангелины определился средний уровень
развития креативности; у Софии низкий
уровень развития креативности; у Кирилла
определился средний уровень
развития креативности.
ОТЧЕТ: «ТЕМА 4. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ»
Цель работы: освоить методики направленные на диагностику эмоционально-мотивационной
сферы.
Задание на выполнение работы:
1. Внимательно ознакомиться с
содержанием методик и особенностями их проведения (САН и методики Мотивационный
профиль (Ш. Мартин, П. Ричи));
2. Желательно провести
обследование тех же испытуемых (2-3 человека), что и ранее;
3. Выделить время
необходимое для проведения диагностики;
4. После
ознакомления каждого респондента с инструкцией, предложить выполнить методики;
5. Обработать
полученные данные;
6. На основе
результатов сформулировать выводы об изученных феноменах.
Выполнение задания
1. Внимательно ознакомилась с
содержанием методик и особенностями их проведения (САН и методики Мотивационный
профиль (Ш. Мартин, П. Ричи)).
2. Подобрала для исследования по
данным методикам тех же испытуемых, которые участвовали в предыдущих
обследованиях.
3. Выделила время
необходимое для проведения диагностики.
4. После
ознакомления каждого респондента с инструкцией, предложила выполнить методики.
5. Обработала
полученные данные.
6. На основе результатов
сформулировала выводы об изученных феноменах.
Методика
САН (самочувствие, активность, настроение)
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: исследование
уровень самочувствия, активности, настроения.
Материал и оборудование к методике: бланк опросника САН, ручка.
Процедура проведения: испытуемым предлагается бланк из 30 полярных прилагательных, которые
характеризуют их настроение, активность, самочувствии.
Инструкция: «Вам предлагается описать состояние, которое Вы испытываете
в настоящий момент, с помощью таблицы, содержащей 30 полярных признаков. Вы
должны в каждой паре выбрать характеристику, наиболее точно описывающую Ваше
состояние, и отметить цифру, соответствующую степени (силе) выраженности данной
характеристики».
Результаты исследования: результаты исследования каждого испытуемого
подсчитаны в соответствии с ключом и представлены
в сводной таблице 8.
Таблица
8
Результаты исследования самочувствия,
активности, настроения
№ п/п
|
Имя
|
Самочувствие
|
Активность
|
Настроение
|
|
1.
|
Ангелина
|
5,2
|
5,4
|
5,5
|
|
2.
|
София
|
5,3
|
5,5
|
5,5
|
|
3.
|
Кирилл
|
5,2
|
5,4
|
5,5
|
Анализ
и интерпретация результатов исследования
Ангелина показатели самочувствия = 5,2 –
оптимальные; показатели активности =
5,4 – оптимальные; показатели
настроения = 5,5 – оптимальные.
София показатели самочувствия = 5,3 –
оптимальные; показатели активности =
5,5 – оптимальные; показатели
настроения = 5,5 – оптимальные.
Кирилл показатели самочувствия = 5,2 –
оптимальные; показатели активности =
5,4 – оптимальные; показатели
настроения = 5,5 – оптимальные.
Выводы: у Ангелины, Софии и Кирилла на момент
исследование самочувствие, настроение и активность – оптимальные.
Методика
«Мотивационный профиль (Ш. Мартин,
П. Ричи)».
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: исследование
факторы мотивации.
Материал и оборудование к методике: бланк опросника, ручка.
Процедура проведения: испытуемым предлагается бланк из 33 фактора мотивации, в которых они
должны распределить 11 баллов между четырьмя
вариантами каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (Ь), (с) и (d).
Инструкция: «Вам нужно распределить 11 баллов между четырьмя вариантами
каждого из утверждений, обозначенными буквами (а), (Ь), (с) и (d).
Всего утверждений 33, следовательно, получается в общей сложности 363 балла.
Если вам кажется, что один из факторов наиболее важен для вас, оцените его в 11
баллов; если же вы полагаете его вовсе не существенным, не присуждайте ему ни
одного балла; в остальных случаях постарайтесь по собственному усмотрению
распределить все 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом утверждении
факторами. Следите за тем, чтобы были присуждены все 11 баллов. В качестве
примера попробуем оценить следующее утверждение: Если вы считаете наиболее
важными для себя утверждения (а) и (Ь), то можете присудить им, скажем, 6 и 5
баллов соответственно, ничего не оставляя для оценки остальных двух вариантов −(с)
и (d). Совершенно неважно, каким образом вы будете распределять 11 баллов между
четырьмя вариантами, самое главное, чтобы оценки важности каждого варианта
утверждения в сумме составляли бы 11 баллов.На вопросы отвечайте быстро, не
раздумывая подолгу. Ваш первый, может быть, не вполне осознанный ответ,
вероятно, и есть наиболее верное отражение ваших истинных чувств. Баллы,
присуждаемые вами каждому фактору, следует вносить непосредственно в таблицу
ответов».
Результаты исследования: результаты исследования каждого испытуемого
подсчитаны в соответствии с ключом и представлены
в сводной таблице 9.
Таблица
9
Результаты исследования мотивационного
профиля
№ п/п
|
Имя
|
Факторы мотивации
|
|||||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
||
1.
|
Ангелина
|
62
|
67
|
14
|
12
|
17
|
18
|
17
|
14
|
9
|
14
|
57
|
62
|
2.
|
София
|
48
|
57
|
12
|
15
|
18
|
27
|
20
|
18
|
20
|
17
|
57
|
54
|
3.
|
Кирилл
|
43
|
14
|
24
|
22
|
11
|
14
|
57
|
49
|
15
|
18
|
49
|
47
|
Условные обозначения таблицы: 1. Потребность в
высокой заработной плате и материальном вознаграждении; 2. Потребность
в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке;
3. Потребность в четком структурировании работы; 4. Потребность в социальных
контактах; 5. Потребность формировать и поддерживать долгосрочные
стабильные взаимоотношения;
6. Потребность в завоевании признания со стороны других
людей; 7. Потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и
достигать их; 8. Потребность
во влиятельности и власти, стремление руководить другими; 9. Потребность в разнообразии,
переменах и стимуляции; 10.Потребность
быть креативным; 11.Потребность в
совершенствовании, росте и развитии как личности; 12.Потребность в ощущении востребованности в
интересной общественно полезной работе.
Анализ
и интерпретация результатов исследования
У Ангелины в структуре мотивационного
профиля ведущими мотивами выступают мотивы: реализация потребности в высокой
заработной плате и материальном вознаграждении (62б.); потребности в
хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке (67б.); потребности
в совершенствовании, росте и развитии как личности (57б.); и потребности в ощущении востребованности в
интересной общественно полезной работе (62б.). Наименее значимыми мотивами
выступают для нее удовлетворение потребности в разнообразии,
переменах и стимуляции (9б.); удовлетворении потребности в социальных
контактах (12б.)
У Софии в структуре мотивационного
профиля ведущими мотивами выступают мотивы: реализация потребности в высокой
заработной плате и материальном вознаграждении (48б.); потребности в
хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке (57б.); потребности в совершенствовании, росте и развитии как
личности (57б.); и потребности в
ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе (54б.).
Наименее значимыми мотивами выступают для нее удовлетворение потребности в четком структурировании работы (12б.) и
удовлетворении потребности в социальных контактах (15б.)
У Кирилла в структуре мотивационного
профиля ведущими мотивами выступают мотивы: реализация потребности в высокой
заработной плате и материальном вознаграждении (43б.); реализация
потребности ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их (57б.); потребность
во влиятельности и власти, стремление руководить другими (49б.); потребности
в совершенствовании, росте и развитии
как личности (49б.); и потребности в
ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе (57б.).
Наименее значимыми мотивами выступают для него удовлетворение потребности в формировании
и поддерживании долгосрочных стабильных
взаимоотношений (11б.).
Выводы: у Ангелины в структуре мотивационного
профиля ведущими мотивами выступают мотивы: реализация потребности в высокой заработной плате и
материальном вознаграждении; потребности в хороших условиях работы и
комфортной окружающей обстановке; потребность в совершенствовании, росте и
развитии как личности; и потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной
работе. Наименее значимыми мотивами выступают для
нее удовлетворение потребности в разнообразии, переменах и стимуляции и удовлетворении потребности в
социальных контактах.
У Софии в структуре мотивационного профиля ведущими мотивами выступают мотивы:
реализация потребности в высокой заработной плате и материальном
вознаграждении; потребности в хороших условиях работы и комфортной
окружающей обстановке; потребности в
совершенствовании, росте и развитии как личности и потребности в ощущении востребованности в
интересной общественно полезной работе. Наименее значимыми мотивами выступают
для нее удовлетворение потребности в четком структурировании работы и
удовлетворении потребности в социальных контактах.
У Кирилла в структуре мотивационного профиля ведущими мотивами
выступают мотивы: реализация потребности в высокой заработной плате и
материальном вознаграждении; реализация потребности ставить для себя
дерзновенные сложные цели и достигать их; потребность во влиятельности и власти,
стремление руководить другими; потребности в совершенствовании, росте и развитии как
личности и потребности в ощущении
востребованности в интересной общественно полезной работе. Наименее значимыми
мотивами выступают для него удовлетворение потребности формировании и поддерживании долгосрочных
стабильных взаимоотношений.
ОТЧЕТ: «ТЕМА 5. ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ»
Цель работы: освоить на практике применение и обработку личностных опросников.
Задание на выполнение работы:
1. Внимательно
ознакомиться с содержанием методик и особенностями их проведения (опросник
темперамента Г. Айзенка и личностный опросник Р. Кеттелла);
2. Подобрать
испытуемых (2-3 человека), лучше тех же, которые участвовали в предыдущих
обследованиях.
3. Выделить время
необходимое для проведения диагностики;
4. После ознакомления
каждого респондента с инструкцией, предложить выполнить методики;
5. Обработать
полученные данные;
6. На основе
результатов написать заключение относительно личностных особенностей
респондентов.
Выполнение задания
1. Внимательно
ознакомилась с содержанием методик и
особенностями их проведения (опросник темперамента Г. Айзенка и личностный
опросник Р. Кеттелла).
2. Подобрала тех же
испытуемых, которые участвовали в предыдущих обследованиях.
3. Выделила время
необходимое для проведения диагностики.
4. После ознакомления
каждого респондента с инструкцией, предложила выполнить методики.
5. Обработала полученные данные.
6. На основе
результатов написано заключение относительно личностных особенностей
респондентов.
Личностный
опросник Г. Айзенка (EPI)
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: выявление
экстраверсии-интроверсии личности, оценка эмоциональной
стабильности-нестабильности (нейротизма).
Материал и оборудование к методике: текст опросника, бланк для ответов, ручка.
Процедура проведения: Г. Айзенк разработал две формы данной методики А и В, которые отличаются
только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Вам
предлагается работа с формой А.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы
направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь
представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который
придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или
«плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его
номером знак + (да), если нет знак - (нет)».
Результаты исследования: результаты исследования каждого испытуемого подсчитаны
в соответствии с ключом опросника к
каждой шкале и представлены на системе координат и в сводной таблице 10.
Таблица
10
Результаты
исследования типа темперамента по
методике Г.Айзенка
№ п/п
|
Имя
|
Экстраверсия −
интроверсия
|
Нейротизм
|
Шкала
лжи
|
Тип темперамента
|
|||
Х
|
С
|
Ф
|
М
|
|||||
1.
|
Ангелина
|
18
|
23
|
2
|
*
|
|||
2.
|
София
|
4
|
5
|
2
|
*
|
|||
3.
|
Кирилл
|
17
|
11
|
1
|
*
|
Анализ
и интерпретация результатов исследования: все испытуемые по шкале
лжи набрали от 1 до 2 баллов, что свидетельствует об их искренности.
Ангелина по шкале «экстраверсия» набрала 18 баллов; по шкале «нейротизм» сумма
баллов составила 23, это больше чем средний результат (12-13). Отметив данные первой испытуемой на системе
координат, определили тип ее темперамента как холерический.
София по шкале «экстраверсия» набрала 4 балла; по шкале «нейротизм» сумма
баллов составила 5, это меньше чем средний результат (12-13). Отметив данные испытуемой
на системе координат, определили тип ее темперамента как флегматичный.
Кирилл по шкале «экстраверсия» набрал 17 баллов, по шкале «нейротизм» сумма
баллов составила 11, это меньше чем средний результат (12-13). Отметив данные испытуемого
на системе координат, определили тип его темперамента как сангвинический.
Выводы:
Ангелина экстраверт, общительная,
контактная, более склонна к эмоциональной нестабильности, чем к стабильности, как
правило, может быть конфликтна, может иметь недостаточный уровень контроля своих
чувств. Тип ее темперамента холерический
− это значит, что испытуемая имеет сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы, она активна,
импульсивна, инициативна, коммуникабельна,
вспыльчива и категорична
София интроверт, более направлена на себя, предпочитает одиночество, уединение,
склонна к размышлениям, эмоционально стабильна, умеет контролировать собственные чувств, как правило, имеет слабую реакция на
раздражители. Тип темперамента как флегматичный
− это значит, что испытуемая имеет сильный, уравновешенный и инертный тип нервной системы, она замкнута,
спокойна, уравновешенна, как правило,
пассивна, предпочитает уединение.
Кирилл экстраверт, коммуникабельный, открытый, более склонен к эмоциональной стабильности, чем к
нестабильности. Имеет сангвинический тип
темперамента, т.е. сильный,
уравновешенный и подвижный тип нервной
системы, он активен, общителен, хорошо адаптируется, легко переживает
неприятности и неудачи.
Личностный опросник Р. Кеттелла
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: изучение
личностных особенностей.
Материал и оборудование к методике: текст опросника, бланк для ответов, ручка.
Процедура проведения: Опросник состоит из 105 вопросов, прочитав которые испытуемым необходимо
выбрать один из трех вариантов ответов.
Инструкция: «Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить
некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или
«ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь
отвечать искренне и точно. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из
трех предлагаемых ответов, тот, который наиболее соответствует Вашим взглядам,
Вашему мнению о себе, а затем в соответствующей клеточке на бланке ответов
зачеркнуть букву, соответствующую этому ответу».
Результаты
исследования: результаты исследования каждого
испытуемого подсчитаны в соответствии с
ключом к методике по каждой шкале. Сырые
балы переведены в стандартные и представлены в сводной таблице 11.
Таблица
11
Результаты исследования особенностей
личности по опроснику Кеттелла (в баллах)
№ п/п
|
Шкалы опросника
|
Испытуемые
|
||
Ангелина
|
София
|
Кирилл
|
||
1.
|
Шкала A: замкнутость – общительность
|
8
|
5
|
8
|
2.
|
Шкала B: интеллект
|
5
|
5
|
5
|
3.
|
Шкала C: эмоциональная нестабильность –
стабильность
|
5
|
8
|
8
|
4.
|
Шкала E: подчиненность – доминантность
|
4
|
4
|
5
|
5.
|
Шкала F: сдержанность – экспрессивность
|
9
|
4
|
6
|
6.
|
Шкала G: низкая – высокая нормативность поведения
|
6
|
7
|
7
|
7.
|
Шкала H: робость – смелость
|
8
|
4
|
9
|
8.
|
Шкала I: жестокость – чувствительность
|
9
|
6
|
4
|
9.
|
Шкала L: доверчивость – подозрительность
|
5
|
5
|
5
|
10.
|
Шкала M: практичность – мечтательность
|
7
|
10
|
9
|
11.
|
Шкала N: прямолинейность – дипломатичность
|
4
|
9
|
4
|
12.
|
Шкала O: спокойствие – тревожность
|
2
|
7
|
2
|
13.
|
Шкала Q1: консерватизм – радикализм
|
6
|
5
|
9
|
14.
|
Шкала Q2: конформизм – нонкоформизм
|
4
|
2
|
10
|
15.
|
Шкала Q3: низкий самоконтроль -высокий самоконтроль
|
10
|
7
|
10
|
16.
|
Шкала Q4: расслабленность – напряженность
|
6
|
6
|
5
|
Анализ
и интерпретация результатов исследования
Ангелина: средние значения показала по шкалам: интеллект; эмоциональная
нестабильность-стабильность; подчиненность-доминантность; низкая-высокая нормативность поведения;
доверчивость-подозрительность; практичность-мечтательность; прямолинейность-дипломатичность;
консерватизм- радикализм; конформизм-нонкоформизм; расслабленность-напряженность.
Высокие значения показала по шкалам: замкнутость-общительность; сдержанность-
экспрессивность; робость-смелость; жестокость-чувствительность; низкий
самоконтроль-высокий самоконтроль. Низкие
значения показала по шкале: спокойствие-тревожность.
София: средние значения показала по шкалам: замкнутость-общительность;
интеллект; подчиненность-доминантность; сдержанность- экспрессивность; низкая-высокая
нормативность поведения; робость-смелость; жестокость-чувствительность; доверчивость-подозрительность;
спокойствие-тревожность; консерватизм- радикализм; расслабленность-напряженность;
низкий самоконтроль-высокий самоконтроль.
Высокие значения показала по шкалам: эмоциональная нестабильность-стабильность;
практичность-мечтательность; прямолинейность-дипломатичность. Низкие значения
показала по шкале: конформизм-нонкоформизм.
Кирилл: средние значения показал
по шкалам: интеллект;подчиненность-доминантность; сдержанность- экспрессивность;
низкая-высокая нормативность поведения; жестокость-чувствительность; доверчивость-подозрительность;
прямолинейность-дипломатичность; расслабленность-напряженность. Высокие
значения показал по шкалам: замкнутость-общительность; эмоциональная
нестабильность-стабильность; робость-смелость; практичность-мечтательность; консерватизм-
радикализм; конформизм-нонкоформизм; низкий самоконтроль-высокий самоконтроль. Низкие значения показал по
шкале: спокойствие-тревожность.
Выводы:
У Ангелины ведущими чертами характера выступают общительность, экспрессивность,
смелость, чувствительность, высокий
самоконтроль, спокойствие.
У Софии ведущими чертами характера выступают эмоциональная стабильность,
мечтательность, дипломатичность, конформизм.
У Кирилла ведущими чертами характера выступают общительность, эмоциональная
стабильность, смелость, мечтательность, радикализм, нонкоформизм, высокий
самоконтроль, спокойствие.
ОТЧЕТ: «ТЕМА 6. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ»
Цель работы: освоить на практике применение и интерпретацию следующих
проективных тестов: неоконченных предложений и Дом. Дерево. Человек.
Задание на выполнение работы:
1. Внимательно ознакомиться с
содержанием методик и особенностями их проведения;
2. Выбрать
испытуемых (2-3 человека);
3. Выделить время
необходимое для проведения диагностики;
4. После ознакомления
каждого респондента с инструкцией, предложить выполнить методики;
5. Обработать полученные
данные;
6. На основе
результатов написать заключение о личностных особенностях респондентов.
Выполнение задания
1. Внимательно ознакомилась с
содержанием методики и особенностями ее проведения.
2. Подобрала для
исследования по данной методике тех же
испытуемых, которые участвовали в предыдущих обследованиях.
3. Выделила время необходимое для проведения диагностики.
4. После ознакомления
каждого респондента с инструкцией, предложила выполнить методики;
5. Обработала полученные данные.
6. На
основе результатов написано заключение о личностных особенностях респондентов
Проективная методика «Неоконченные предложения»
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: выявление
отношения респондента к различным сторонам действительности, и окружающим его
людям
Материал и оборудование к методике: текст опросника, бланк для ответов, ручка.
Процедура проведения: Опросник состоит из 60 незаконченных предложений, которые затрагивают 15
тем.
Инструкция: «Ниже
приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая
первую пришедшую вам в голову мысль. Делайте это как можно быстрее. Если не
можете сразу закончить какое-либо предложение — обведите его номер кружком и
займитесь им позднее».
Результаты
исследования: результаты исследования каждого
испытуемого подсчитаны в соответствии с
ключом к методике по каждой теме представлены в сводной таблице 12.
Таблица
12
Результаты исследования отношения испытуемых
к различным сторонам действительности, и
окружающим его людям
№ п/п
|
Тема отношений
|
Испытуемые
|
||
Ангелина
|
София
|
Кирилл
|
||
1.
|
К матери
|
+8
|
+7
|
+8
|
2.
|
К отцу
|
+8
|
-6
|
+8
|
3.
|
К семье
|
+7
|
+6
|
+8
|
4.
|
К мужчине
(женщине)
|
+8
|
+5
|
+8
|
5.
|
К половой
жизни
|
+6
|
+6
|
+8
|
6.
|
К
вышестоящим лицам
|
+4
|
-4
|
+6
|
7.
|
К друзьям
|
+6
|
+6
|
+8
|
8.
|
К
подчиненным
|
0
|
0
|
0
|
9.
|
К
сотрудникам
|
0
|
0
|
0
|
10.
|
Страх и
опасение
|
0
|
-5
|
0
|
11.
|
Сознание
вины
|
0
|
+5
|
0
|
12.
|
Отношение
к себе
|
+6
|
+6
|
+8
|
13.
|
К
прошлому
|
+6
|
-5
|
+8
|
14.
|
К
будущему
|
+8
|
+6
|
+8
|
15.
|
Жизненная
цель
|
+7
|
+8
|
+8
|
от «+8» до «-8»,
Анализ
и интерпретация результатов исследования
Ангелина: максимально выражено положительное отношение к матери, отцу, семье,
мужчине, половой жизни, вышестоящим лицам, друзьям, к себе, к прошлому, к
будущему, к жизненной цели. Нейтральное
отношение определяется к подчиненным, сотрудникам, в отношении страхов,
опасений, сознания вины.
София: максимально выражено положительное отношение к матери, семье, мужчине, половой жизни, друзьям, к себе, к будущему, к
жизненной цели. Отрицательное отношение выражено к отцу, вышестоящим
лицам, страхам и опасениям и к прошлому. Нейтральное отношение определяется к
подчиненным, сотрудникам, сознания вины.
Кирилл: максимально выражено положительное отношение к матери, отцу, семье,
мужчине, половой жизни, вышестоящим лицам, друзьям, к себе, к прошлому, к
будущему, к жизненной цели. Нейтральное
отношение определяется к подчиненным, сотрудникам, в отношении страхов,
опасений, сознания вины.
Выводы: У Ангелины больше тем отношений с положительным отношением. У
Софии больше тем отношений с положительным отношением, но есть
значимые темы (отец, вышестоящие лица, прошлое,
страхи и опасения) с отрицательным отношением. У Кирилла больше тем
отношений с положительным отношением.
Проективная методика «Дом. Дерево. Человек»
Испытуемые: Ангелина М., 22
года; София Н., 20 лет; Кирилл Б.,
20 лет.
Цель: исследование
личности.
Материал и оборудование к методике: лист формата А4, карандаши
Процедура проведения: необходимо на листке бумаги нарисовать дом, дерево и человека.
Инструкция: ««Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно
лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой Вам захочется.
Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько
угодно - это не отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько
времени, сколько вам понадобится, только постарайтесь нарисовать дом как можно
лучше».Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают
это часто), заявляя что он не художник, что когда он ходил в школу, его не
обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен
убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его
не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый
просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет,
исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки.
Затем следует аналогичные инструкции, касающиеся заданий, связанных с рисунками
дерева и человеческой фигуры.
Результаты
исследования:
Ангелина: определяется уверенность, контактность, энергичность, высокие
энергетические ресурсы, эмоциональная стабильность, уверенность, в состоянии
приспособиться в интерперсональных отношениях, сознательное стремление
сохранить контроль, чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее
обузданием), способность к различению и рассудительность в оценке реального;
решительность, активность, продуктивность, интенсивная духовная жизнь.
София: определяется тревога, неуверенность, напряженность, замкнутость, чувство
недостатка эмоциональной теплоты дома, нежелание иметь дело с эмоциональными
воздействиями, попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с
поверхностным дружелюбием, желание уступать, идти на компромиссы (даже с
друзьями), склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных
влечений, зависимость, нерешительность, потребность в опеке, скованность,
зависимость, поиск надежного положения в своем кругу.
Кирилл: определяется энергичность, упрямство, настойчивость, упорство,
откровенность, достижимость, неосознанное подчеркивание убеждения о
значении мышления в деятельности человека, ощущение большой силы или чрезмерной
озабоченности силой и властью, потребность доминировать, чрезмерно амбициозные
стремления, высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить
внутренний мир, независимость, признак интеллекта, рассудительность.
ОБОБЩЕННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА КАЖДОГО
РЕСПОНДЕНТА
ПО ВСЕМ ПРОВЕДЕННЫМ МЕТОДИКАМ
Ангелина М., 22 года, худощавая, яркая брюнетка с макияжем, перед
выполнением теста Равена присела дальше всех остальных испытуемых, до начала выполнения задания и после окончания выполнения задания ее
голова и туловище направлены на экспериментатора, взгляд направлен на экспериментатора,
визуальный контакт испытуемая поддерживает. Во время выполнения задания голова, туловище направлены на стимульный
материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный контакт не
поддерживает. На протяжении всего исследования (до, во время и после) выражение
глаз внимательное, кожные реакции отсутствуют.
До начала выполнения задания и вовремя выполнения задания выражение лица
сосредоточенное, поза напряженная, после окончания выполнения задания выражение
лица и поза расслабленные. У Ангелины
невербальные визуальные проявления изменяются в зависимости от начала, процесса
или окончания выполнения задания. Изменялись кинесика, направление взгляда,
визуальный контакт, выражение лица, поза: до начала выполнения задания и во
время выполнения задания было больше сосредоточенности, напряжения, взгляд,
поза, кинескиа были направлены на объект
внимания. После выполнения задания поза, выражение лица были расслаблены.
Выражение глаз, кожные реакции оставались неизменными.
Ангелина считает что личность, это человек с характером, и каждого человека
можно назвать личностью. Тот человек имеет стержень, у которого есть сила воля
и сила духа. Считает, что стержень имеет и иногда его проявляет. В качестве
своих положительных качеств определяет: активность, инициативность,
общительность. Считает, что близкие, ее ценят за чувство юмора, доброту,
ответственность. Считает, что друзья ее ценят за открытость, искренность,
поддержку. В качестве своих
отрицательных качеств определяет лень, любовь к опозданию, эмоциональность. Трудолюбие считает
сильной стороной своей личности, а упрямство – слабой стороной своей личности.
Больше всего в людях раздражает лживость, неискренность, лицемерие, а ценит в
людях умение поддержать, чувство юмора,
искренность.
Ангелина имеет
уровень развития интеллекта выше
среднего (IQ=104), средний уровень развития креативности. На период проведения
исследования имеет оптимальные показатели самочувствия, активности и
настроения. В структуре мотивационного профиля ведущими
мотивами выступают мотивы: реализация потребности в высокой заработной плате и
материальном вознаграждении; потребности в хороших условиях работы и
комфортной окружающей обстановке; потребность в совершенствовании, росте и
развитии как личности; и потребность в
ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе. Наименее
значимыми мотивами выступают для нее удовлетворение потребности в разнообразии, переменах и стимуляции и удовлетворении потребности в социальных
контактах
Ангелина экстраверт, общительная, контактная, более склонна к
эмоциональной нестабильности, чем к стабильности, как правило, может быть конфликтна, может иметь недостаточный уровень контроля своих
чувств. Тип ее темперамента холерический
− это значит, что испытуемая имеет сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы, она активна,
импульсивна, инициативна, коммуникабельна,
вспыльчива и категорична. Ведущими чертами характера выступают общительность, экспрессивность,
смелость, чувствительность, высокий самоконтроль,
спокойствие. У Ангелины максимально
выражено положительное отношение к матери, отцу, семье, мужчине, половой жизни,
вышестоящим лицам, друзьям, к себе, к прошлому, к будущему, к жизненной цели. Нейтральное отношение
определяется к подчиненным, сотрудникам, в отношении страхов, опасений,
сознания вины. Больше обозначается тем отношений с положительным
отношением. У Ангелины определяется уверенность, контактность, энергичность, высокие
энергетические ресурсы, эмоциональная стабильность, уверенность, в состоянии
приспособиться в интерперсональных отношениях, сознательное стремление
сохранить контроль, чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее
обузданием), способность к различению и рассудительность в оценке реального;
решительность, активность, продуктивность, интенсивная духовная жизнь.
София Н., 20 лет, спортивная шатенка с макияжем, перед
выполнением теста Равена присела ближе
всех остальных испытуемых, до
начала выполнения задания и после
окончания выполнения задания ее голова и туловище направлены на
экспериментатора, взгляд направлен на
экспериментатора, визуальный контакт испытуемая поддерживает. Во время
выполнения задания голова, туловище
направлены на стимульный материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный
контакт не поддерживает. До начала выполнения задания и в процессе выполнения
задания выражение глаз внимательное, выражение лица сосредоточенное, поза
напряженная. После выполнения задания выражение глаз рассеянное, выражение лица
расслабленное, поза расслабленная. До начала выполнения задания определяется
покраснение лица, во время выполнения
задания и после – кожные реакции отсутствуют. У Софии невербальные визуальные
проявления изменяются в зависимости от начала, процесса или окончания выполнения
задания. Изменялись кинесика, направление взгляда, визуальный контакт,
выражение лица, поза, кожные реакции: до начала выполнения задания и во время
выполнения задания было больше сосредоточенности, напряжения, взгляд, поза,
кинескиа были направлены на объект
внимания. После выполнения задания взгляд стал рассеянным, поза, выражение лица
были расслаблены. Кожные реакции стабилизировались, до начала выполнении
задания наблюдалось покраснение.
София считает что личность, это
человек, у которого есть характер,
стержень, не каждого человека можно назвать личностью, а только того,
кто может проявить характер. Стержень может иметь только человек с волевым
характером. Считает, что стержень имеет
но проявляет его не всегда. В качестве своих положительных качеств определяет: надежность, исполнительность, дисциплинированность. Считает, что близкие ее
ценят за честность, порядочность,
надежность.
Считает, что друзья ее ценят за
надежность, выполнение обещаний, оказание помощи. В качестве своих отрицательных качеств определяет молчаливость,
неуверенность, иногда тревогу по пустякам. Ответственность считает сильной
стороной своей личности, а ранимость – слабой. Больше всего в людях раздражает
высокомерие, жадность, агрессивность. Больше всего ценит в людях искренность,
позитивный настрой, оптимистичность.
София
имеет уровень развития интеллекта выше
среднего (IQ=97), низкий уровень развития креативности. На период проведения
исследования имеет оптимальные показатели самочувствия, активности и настроения.
У Софии в структуре
мотивационного профиля ведущими мотивами выступают мотивы: реализация потребности
в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; потребности в
хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребности в совершенствовании, росте и развитии как
личности и потребности в ощущении
востребованности в интересной общественно полезной работе. Наименее значимыми
мотивами выступают для нее удовлетворение потребности в четком
структурировании работы и удовлетворении
потребности в социальных контактах.
София интроверт, более
направлена на себя, предпочитает одиночество, уединение, склонна к
размышлениям, эмоционально стабильна,
умеет контролировать собственные чувств, как правило, имеет слабую реакция на
раздражители. Тип темперамента как флегматичный
− это значит, что испытуемая имеет сильный, уравновешенный и инертный тип нервной системы, она замкнута,
спокойна, уравновешенна, как правило,
пассивна, предпочитает уединение. Ведущими чертами характера выступают эмоциональная стабильность, мечтательность,
дипломатичность, конформизм. Максимально выражено положительное отношение к
матери, семье, мужчине, половой
жизни, друзьям, к себе, к будущему, к
жизненной цели. Отрицательное отношение выражено к отцу, вышестоящим
лицам, страхам и опасениям и к прошлому. Нейтральное отношение определяется к
подчиненным, сотрудникам, сознания вины. У Софии больше
тем отношений с положительным отношением, но есть значимые темы (отец, вышестоящие лица, прошлое, страхи
и опасения) с отрицательным отношением.
В личности Софии определяется тревога, неуверенность,
напряженность, замкнутость, чувство недостатка эмоциональной теплоты дома,
нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями, попытка замаскировать
желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием, желание
уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями), склонность контролировать
проявление агрессивных, враждебных влечений, зависимость, нерешительность,
потребность в опеке, скованность, зависимость, поиск надежного положения
в своем кругу.
Кирилл Б., 20 лет, худощавый шатен в очках, перед выполнением теста присел между двумя
другими участниками исследования, до начала выполнения задания и после окончания выполнения задания ее
голова и туловище направлены на экспериментатора, взгляд направлен на экспериментатора,
визуальный контакт поддерживает. Во время выполнения задания голова, туловище направлены на стимульный
материал, взгляд направлен на стимульный материал, визуальный контакт не
поддерживает. До начала выполнения задания и в процессе выполнения и после
выполнения задания выражение глаз
внимательное, выражение лица сосредоточенное, поза напряженная. В процессе
всего наблюдения кожные реакции отсутствуют. У Кирилла не все невербальные
визуальные проявления изменяются в зависимости от начала, процесса или
окончания выполнения задания. Изменялись кинесика, направление взгляда,
визуальный контакт. Выражение глаз, лица, поза на протяжении выполнения задания
оставались неизменными: определяется сосредоточенность, внимательность,
напряженность. Кожные реакции на
протяжении всего исследования оставались неизменными.
Кирилл считает что личность, это совокупность черт
характера, мнений и мировоззрений, каждого человека можно назвать личностью. Только того человека можно
назвать со стрежнем, который может
проявить волю в любой ситуации. Считает, что стержень имеет и работает в данном
направлении. В качестве своих положительных качеств определяет: сила воли, доброта, порядочность. Считает, что близкие его ценят за надежность,
заботливость, доброту. Считает, что друзья его ценят за то
что он может придти на помощь, поддержать, веселость. В качестве своих отрицательных качеств определяет вспыльчивость,
резкость, импульсивность. Силу воли считает сильной стороной своей личности, а
тщеславие – слабой. Больше всего в людях раздражает глупость, высокомерие,
скупость. Больше всего ценит в людях целеустремленность, уверенность в себе,
внутреннюю силу.
Кирилл
имеет уровень развития интеллекта
«хорошая норма» (IQ=118), средний уровень развития креативности. На период проведения
исследования имеет оптимальные показатели самочувствия, активности и настроения.
У Кирилла в структуре мотивационного профиля ведущими мотивами
выступают мотивы: реализация потребности в высокой заработной плате и
материальном вознаграждении; реализация потребности ставить для себя
дерзновенные сложные цели и достигать их; потребность во влиятельности и
власти, стремление руководить другими; потребности в совершенствовании, росте и развитии как
личности и потребности в ощущении
востребованности в интересной общественно полезной работе. Наименее значимыми
мотивами выступают для него удовлетворение потребности формировании и поддерживании долгосрочных
стабильных взаимоотношений.
Кирилл экстраверт,
коммуникабельный, открытый, более склонен
к эмоциональной стабильности, чем к нестабильности. Имеет сангвинический тип темперамента, т.е. сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы, он активен,
общителен, хорошо адаптируется, легко переживает неприятности и неудачи. Ведущими
чертами характера выступают общительность, эмоциональная стабильность,
смелость, мечтательность, радикализм, нонкоформизм, высокий
самоконтроль, спокойствие.
У
респондента максимально выражено положительное отношение к матери, отцу, семье,
мужчине, половой жизни, вышестоящим лицам, друзьям, к себе, к прошлому, к
будущему, к жизненной цели. Нейтральное
отношение определяется к подчиненным, сотрудникам, в отношении страхов,
опасений, сознания вины. У Кирилла больше тем отношений с положительным
отношением. В личности Кирилла определяется определяется
энергичность, упрямство, настойчивость, упорство, откровенность, достижимость,
неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности
человека, ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью,
потребность доминировать, чрезмерно амбициозные стремления, высокий интеллект,
нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир, независимость,
признак интеллекта, рассудительность.
Комментариев нет:
Все коммент.